Аверьянов Л.Я. - Единство

Главная » Философия » Аверьянов Л.Я. - Единство
Цвет шрифта Цвет фона

Единство

места, времени и действия

Общая постановка проблемы

Такая важная, с нашей точки зрения, философская категория, как «единство места, времени и действий», не получила достаточного внимания, хотя философы прямо или косвенно касались ее и даже пытались как-то осмыслить. При этом ссылались на Аристотеля,  но он только отметил и при этом косвенно ее важность1 в отличие от других, как нам кажется, менее значимых философских  категорий.  

На самом деле эта проблема требует большего внимания, поскольку затрагивает один из краеугольных моментов бытия практически любого субъекта. Успешность действий и соответственно жизни зависит именно от того, сумеет ли человек совершить необходимое действие в нужном месте и в строго определенное время. Если хотите с кем-то познакомиться (т.е. совершить действие), чтобы завести семью (основная цель вашего действия), то для этого вам необходимо оказаться в том месте и в то время, когда там может находиться возможный предмет вашего внимания. Если вы окажетесь не в том месте или не в то время, то вы никогда ни с кем не познакомитесь. Это означает, что вы не совершите нужного действия и никогда не решите своей основной задачи.

В принципе иначе и быть не может. Только как совершить необходимое действие в нужном месте и в нужное время? В противном случае никакая задача не может быть решена и жизнь остановилась бы. Мы и в самом деле решаем проблему единства места, времени и действия, поскольку все-таки живем и решаем какие-то важные и не очень важные задачи.

Но самое поразительное заключается в том, что полного единства никогда не достигается, единство места, времени и действий всегда относительно. Это означает, что действие, как правило, совершается немного не там или немного не в то время, да и само необходимое действие может быть совершенно и частично не таким, каким оно должно быть для этого места и времени. Если  уважаемый читатель внимательно присмотрится к своим или чужим действиям, то быстро и легко обнаружит полное или частичное не соответствие. Тот, кто попадает в десятку, т.е. достигает наиболее полного единства места, времени и действий, тот находится в наибольшем выигрыше, и, естественно, наоборот, тот, кто попадает в пятерку находится в наименьшем выигрыше, и проигрывает тот, кто попадает в «молоко».  И в самом деле, вы добьетесь больших успехов в стрельбе, если нажмете курок (действие) точно в тот момент (время), когда мушка будет точно подведена под десятку (место). Мало кому это удается. У вас наибольший шанс найти избранника своего сердца именно там, где большое скопление молодежи, например на дискотеке, и именно в тот момент, когда она работают, а танцующие еще не так устали, что бы уделить вам и вашим проблемам внимание.

Как видно, здесь возникают две взаимоисключающие проблемы: с одной стороны, требуется филигранная точность, а с другой она никогда не достигается за очень редким исключением, которое можно квалифицировать как совпадение, а не как правило. Отсюда категоричный вывод, что как такового единства не существует, это только пожелание, идеальное состояние или просто случайное  совпадение. Например, когда вы оказались в том месте, где продавали лотерейные билеты, и вы почему-то решили купить билет и тут же выиграли миллион.

Данный категоричный вывод есть  результат совершенного логического мышления, основанного на неверных посылках. Требования совпадения или, точнее, единства, причем категоричного, ни в коей мере  не противоречат именно неточному состоянию, совпадению. Просто это различное описание различных форм бытия при решении разных задач. Получается как бы многомерное пространство, которое нередко пытаются втиснуть в двухмерное пространство или, точнее, в систему двухмерных связей, двухмерных зависимостей, когда одно исключает другое, противоречащее первому, в полном соответствии с одним из  важнейших постулатов правильного мышления, хорошо описанным в формальной, или классической, логике. Даже триединство  (единство места, времени и действия), часто также пытаются рассматривать, как систему двумерной связи, правда,  в поочередной зависимости.

В самом  деле, если требование единства места, времени и действия абсолютно, то не может быть их относительного соотношения: при точном месте протяженное время или в точное время протяженное действие и т.д. Однако именно последнее чаще всего и случается. Если я хочу попасть в десятку, то я должен точно в определенный момент нажать на курок. Если я хочу жениться, то должен быть там и именно в то время, где может находиться моя избранница. Но я не попадаю в десятку и не становлюсь чемпионом или опаздываю, и мою избранницу перехватывают другие.

Оказывается и время, и место, и действие могут быть, а точнее, всегда являются протяженными, т.е. имеют определенный запас и в его рамках возможность при необходимости варьировать. Например, та самая десятка в мишени имеет площадь, как и сама мишень. Только «молоко» и все, что за мишенью находятся вне поля решения моей задачи. Момент спуска курка также имеет свою протяженность, но, конечно, ограниченную рамками решения данной задачи. Он не может быть вечным.

Зал для дискотеки обычно относительно большой и вы можете по нему перемещаться довольно длительное время, во всяком случае время пока открыта дискотека и т.д.  Другими словами,  место, время и действие имеют свою протяженность и свои границы, но именно ту протяженность и те границы, которые в принципе позволяют решать конкретную задачу. Вне этих границ и вне этой протяженности в рамках решения данной задачи они теряют смысл для человека, поскольку не позволяют ее решить.

По всем вопросам обращайтесь через форму обратной связи | Статьи партнёров